Всеобщее образование пришло к нам в 20-м столетии.
Именно тогда, особенно в первой его половине, учитель был уважаемым человеком, потому, что он действительно нёс свет и просвещение в общество.
В большинстве своём неграмотные родители отправляли своих детей в школы в надежде, что образование даст им возможность жить лучше и счастливее. И действительно, в те времена человек, который умел писать и считать сразу же получал преимущество перед другими. И это действительно отражалось на достатке и уровне жизни людей. Особенно это имело значение в советских странах. Высшее образование практически гарантировало более лёгкий, не физический, правда, не всегда лучше оплачиваемый труд.
Но времена изменились. ОНИ ОЧЕНЬ ИЗМЕНИЛИСЬ!
В наше время не достаточно просто окончить университет и устроиться работать учителем для того, что бы стать человеком, который несёт просвещение, и которого будут уважать как дети, так и родители. Учитель, как никто другой должен знать, что учиться надо постоянно. Хотя бы для того, что бы не отстать от детей, которых учишь…
Учитель, который закончил институт 25 лет назад, и с тех пор серьёзно нигде не учился, не ознакомился с последними трудами ведущих психологов и педагогов, может ли считаться человеком, который может учить детей, которые имеют в наше время свободный доступ к такой информации через Интернет?
Эти самые психологи, ценой огромных усилий, встречая огромное сопротивление старой системы, всё-таки добиваются, что бы хотя бы в начальных классах детям не ставили оценки, и что бы хотя бы малышам не задавали домашние задания, что бы такие важнейшие предметы, как музыка и труды дети посещали и в старших классах. Но я слышу, как учителя и директора школ критикуют эти изменения, вопреки всему выставляют оценки, маскируя их солнышками (представьте себе солнышко – двойку), по прежнему мучают детей домашними заданиями, которые зачастую ложатся бременем на плечи очень переживающих за оценки (заметьте не за детей) родителей. Они сожалеют, что дети в 12-м классе, вместо математики, литературы и языка должны ходить на «пустые», «никому не нужные» уроки рисования, музыки и трудов.
Я назову это явление психологической безграмотностью учителей и считаю, что надо СРОЧНО начинать для них психологический «ликбез».
В наше время психология и социология достигли того уровня, когда человека, ребёнка можно не заставлять учиться, а сделать так, что бы он сам захотел учиться. На эту тему уже написана масса книг, но вопрос используется ли этот ценнейший материал в учебных заведениях, в которых готовят учителей.
Такие люди как Владимир Леви, Михаил Литвак и многие другие психологи постоянно сталкиваются с проблемами, одной из причин которых является именно психологическая безграмотность учителей (кстати, и родителей тоже). Просто их нежелание учиться – ведь это ОНИ учителя! Владимир Леви, например, ввёл такой термин, как оценочная зависимость. Это одна из человеческих зависимостей, которая мешает полноценно, счастливо жить – наслаждаться жизнью. И она вгоняется именно в школе…
Если мыслящий человек (кто как не учителя должны быть людьми мыслящими?) прочтёт хотя бы по одной такой книге в месяц (вместо, например просмотра очередного, притупляющего мысль сериала), то я уверен, что он больше не скажет, что НАШЕ счастье и СЧАСТЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ зависит от домашних заданий, оценок, знания таблицы умножения, количества прочитанных в минуту слов и прочитанных в месяц страниц.
Есть, к счастью, такие учителя, которые не останавливаются в своём росте, или просто интуитивно, чувствуют, что же в этой жизни главное, уважают детей – своих учеников просто за то, что они люди. Они передают знания тогда, когда дети готовы и хотят этого. Если не хотят, то ищут причину не только в учениках, но и в себе. Но таким в наших школах тяжело. Зачастую они не вписываются в коллектив и их просто выживают. Зато таких учителей любят и уважают дети…
P.S. Я очень рекомендую всем учителям, детям и родителям к просмотру фильм Аамира Кхана «Звёздочки на земле». Причём детям и родителям обязательно смотреть вместе!
Во первых, учитель должен любить свою работу. Когда человек любит то что делает, он будет стараться найти способы делать это лучше. И эти поиски приведут его к наилучшим результатам.
ОтветитьУдалить(Фильм ещё не смотрел, но обязательно посмотрю)
Евгений Вы озвучили очень хорошую тему. Этот вирус-болячка, способы и методики обучения в школе почему то очень поддерживается государством. Тупим, не думающим, не умеющийм за себя постоять народом легко руководить, нужно только вовремя подавать зрелище и хлеба (тупое телевидение и алкоголь).
ОтветитьУдалить