понедельник, 5 сентября 2011 г.

Письмо учителю литературы

Это письмо я написал ещё в прошлом году, когда мой младший сын закончил начальную школу и начал "усиленно" изучать литературу. Но так и не выслал его, так как просто встретился с учительницей и поговорил, ведь непосредственное общение лучше переписки.
И все-таки я решил полностью опубликовать его на своём блоге – было бы интересно узнать мнение по этому вопросу других людей, в том числе учителей.


Здравствуйте, уважаемая учительница!

Извините за такое запоздалое моё обращение к Вам по поводу уроков литературы. Мне уж сорок лет минуло, но для меня эта тема вновь стала актуальной.
Дело в том, что теперь с литературой мучается мой сын.
Почему мучается – спросите вы – ведь он так много читает, он такой способный и смышлёный. Тут Вы, конечно, будете правы – способностей ему не занимать и читает он, по прежнему, действительно много. Я его иногда, в шутку зову «Великий русский читатель». Впрочем, я уверен, что все люди имеют к чему-либо способности.
И так о мучениях.
Дело в том, что мой сын, почему-то перестал читать книги, которые читать нужно по школьной программе, а также те, которые рекомендуете Вы. Ни в коей мере не хочу умалить ценность этих книг, как художественную, так и познавательную. Однако дело здесь в том, что школьная программа, почему-то не учитывает психологический возраст детей, их степень полового созревания общее их мировосприятие, интересы.
Но я верю, что всё это можете учитывать Вы.
Моему сыну теперь 14.
Я прекрасно помню себя в этом возрасте. Начинается время огромных перемен. И прекрасное и в то же время трудное. Друзей вроде бы и много, и в то же время настоящих, понимающих не хватает – их просто нет…. Допущены первые тяжёлые ошибки, которые буду помнить всю жизнь.  Достигнуты первые вершины. Пришла первая любовь, которая будет придавать особый вкус воспоминаниям  о юности на протяжении всей жизни.
А вы помните себя в этом возрасте?
Но я помню, что причиняло мне особые мучения в то время. Вам будет неприятно это услышать, но это школа. Особые проблемы у меня были с литературой. Так как я никогда не заучивал стихи, не писал сочинения, не читал обязательных к прочтению книг, у меня в последнем для меня, восьмом классе, стояла годовая двойка по литературе.
Теперь, когда я вижу, что что-то похожее происходит и с моим старшим сыном, я начал читать книги по психологии, говорить на эту тему с женой и сыновьями, вспоминать себя, анализировать. 
А ведь отторжение «школьных» книг появилось не сразу. В начальных классах было интересно. Произведения были близки по духу, понятны для меня. Стишки для заучивания коротки и просты, в том числе и для моего понимания. Но чем дальше в лес…. Здесь я не хочу сказать, что надо стоять на месте, но и не надо перепрыгивать! А тем более методично, со знаменем «НАДО» толкать всех, под одну гребёнку, к такому прыжку.
Кстати, вы ведь в курсе, что мальчики, минимум на два года, опаздывают в половом созревании от девочек? Девочки намного раньше начинают ощущать, понимать любовные переживания главных героев, которыми пронизаны и на которых основаны очень многие произведения классиков. И напротив, мальчишкам, даже 15ти летним всё это ещё чуждо – их волнуют совершенно другие вещи. Если Вы действительно хотите узнать какие – просто спросите у них на классном часу, вместо того, что бы посвятить его гражданской обороне. Спросите у них, какие книги они читают взахлёб, по ночам, не взирая на наши - «Хватит читать - пора спать!».
До сих пор я не понимаю, зачем нужно заучивать стихи. Тем более такой ценой. Для моего младшенького, каждое очередное заучивание стиха, это стресс со слезами на глазах: - «Не хочется, не получается, а может завтра, мама помоги, НЕ ИИНТЕЕРЕЕСНООО!!!». Мой младшенький не обладает такой памятью, как старший – она у него не хуже – она просто другая.  Вы должны были это заметить. Но прошу Вас, не ставьте ему это в укор. Просто поставьте ему соответствующую школьным меркам оценку, если это Вам необходимо. Мы с моими сыновьями выяснили, что школьная оценка – это всего лишь субъективное мнение учителя и в целом школьной системы о способностях ученика.   Он наделён другими незаурядными способностями, прекрасно рисует, играет в нашем домашнем кино, рисует и делает на компьютере свои мультики, очень умеет ладить с людьми, я вижу в нём лидерские задатки, у него незаурядные способности к «изворачиванию» – он просто отучил нас, в чём либо его обвинять, и теперь, иногда мы в шутку зовём его адвокатом. Так вот он просто не понимает, зачем ему надо заучивать стихи. И я не могу ему объяснить, потому, что тоже не знаю зачем.
 Но я люблю читать стихи! Если точнее, то только недавно полюбил. Также как недавно полюбил, почувствовал потребность в чтении книг. Только теперь я открываю для себя классиков и современников. У меня есть подозрение, что именно в старших классах школы мне так надолго отбили охоту читать и особенно, выкладывать мысли на бумагу.
Единственная тема, на которую я любил писать сочинения – СВОБОДНАЯ ТЕМА! Будете ли вы уважать писателя, который пишет по заказу?
Как я мог написать рецензию на книгу, если я её не читал? (Почему не читал – я написал выше.) Кстати, сейчас это возможно. Правда не написать, а просто списать из Интернета, что и делает сейчас большинство школьников. И этому невозможно противиться. Интернет не запретишь. Спросите у своих учеников, на какую тему они хотят писать сочинения. И ради бога не оценивайте! Или вы считаете, что Пушкин писал на десятку, а Лермонтов на девятку, а Есенин и вовсе, только на восьмёрку тянет?

Представьте себе две ситуации:

1.Мой старший сын теперь увлекается одним из видов борьбы. Вечером после очередной тренировки он  увлечённо, взахлёб, рассказывает о своих достижениях, новых ощущениях, о будущих состязаниях и вдруг вспоминает, что он не написал сочинение на тему «Влияние наследия <какого либо писателя> на развитие и становление русской литературы и культуры в целом»,  а завтра его уже нужно сдать.
Нормальная  привычная ситуация….


2. Вы под впечатлением от прекрасного вечера, проведённого в кругу единомышленников, где друг другу читали свои стихи и обсуждали новые произведения наших современников, находитесь в прекрасном настроении и вдруг вспоминаете, что Вам завтра надо сдать работу «Влияние введения новых клоновых подвоев на увеличение интенсивности промышленных яблоневых садов».
Абсурд?


А впрочем, к чему это я?
Просто я бы хотел, что бы мои сыновья и их одноклассники шли в школу с желанием узнать от Вас и от других учителей, что-то действительно для них интересное, полезное для них, приобрести необходимые им навыки. Слушайте их и они поверят вам, слушайте их, и они будут слушать вас. Уважайте их такими, какие они есть, и они будут уважать Вас. Они тоже многому могут Вас научить.
По себе знаю – это очень нелегко.
Но я в Вас верю – Вы справитесь.

С уважением, Евгений Федотов.

2 комментария:

  1. Да, здорово. Но для этого нужно в первую очередь любить детей, так как вы своих, и иметь на них видение, видеть особенность каждого отдельного человека. А этому научить учителя к сожалению не возможно, да и система не позволяет. Но думаю вашей поддержки и любви вашим детям хватит для того чтобы стать успешными людьми.

    ОтветитьУдалить